74.ru, Челябинск,
10 декабря 2022 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили поднять до 5000 рублей
270 просмотров
В России растет число водителей без ОСАГО, и бороться с явлением власти решили традиционным способом — резким увеличением штрафа. Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга разработали законопроект, увеличивающий штраф с 500-800 рублей до 3000-5000 рублей. Особенную пикантность придает тот факт, что оформить полис удается не всем водителям, кроме того, уже который год власти обещают автоматический контроль «автогражданки» с ежедневным выписыванием штрафов. Как это сочетается с новой инициативой, непонятно.
О необходимости увеличения штрафов еще в начале декабря говорил президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев. Он отметил, что штраф не менялся все 18 лет работы закона об ОСАГО, тогда как стоимость самих автомобилей и бензина существенно возросла. При этом резко увеличилась цена полиса, и если «средняя по больнице» составляет около 6-7 тысяч рублей, то для отдельных категорий подорожала практически до 100 тысяч рублей.
Увеличить в шесть раз
Нынешние штрафы по статье 12.37 КоАП предусмотрены за два типа правонарушений. Первый — это когда полис есть, но либо водитель в него не вписан, либо кончился срок действия страховки. Штраф за это — 500 рублей (предлагается 3000 рублей). Второй вариант предусмотрен на случай полного отсутствия полиса, и штраф составляет 800 рублей (предлагается 5000 рублей).
Один из авторов инициативы, депутат петербургского Заксобрания Анастасия Мельникова, объясняет необходимость повышения штрафов заботой о тех водителях, которые рискуют попасть в ДТП с автомобилем без ОСАГО.
— Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия, — говорит она. — Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки. Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто.
Ситуация даже хуже: недавно мы рассказывали, почему компенсация ущерба через суд не является панацеей. Как минимум это означает длительные сроки тяжбы, от 4 до 12 месяцев, после чего еще нужно взыскать сам долг. По статистике некоторых страховых компаний, число «безосажных» водителей в ряде регионов превысило половину, то есть проблема переходит в разряд острых.
Сегодня штрафовать за отсутствие ОСАГО может лишь инспектор ГИБДД, причем зачастую сотрудники даже не спрашивают полис. Редкие штрафы в 800 рублей являются слабой мотивацией для покупки полиса, который для наиболее аварийных категорий водителей стоит от 15 тысяч рублей и выше.
«Закон строг, но он не работает»
Не все считают увеличение штрафа правильным. Зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин убежден, что в первую очередь нужно нормализовать тарифы и привести цену полиса ОСАГО в соответствие с финансовым возможностям водителей. В последние годы Банк России пытался решить проблему декларируемой убыточности ОСАГО за счет «либерализации системы»: считалось, что многократное расширение тарифных коридоров позволяет аккуратным водителям платить столько же, наказывая только проблемных (например, с высокими КБМ). Этот подход сработал лишь отчасти: на увеличение стоимости ОСАГО жалуются и безаварийные водители, а расценки для проблемных категорий привели к тому, что именно самые рискованные сегменты отказывают от полисов — таксисты, молодые водители, владельцы коммерческого транспорта, мотоциклов и так далее. Кроме того, наблюдались проблемы с оформлением полисов ОСАГО: страховые неявно отказывают «невыгодным» клиентам.
Автоюрист Дмитрий Ларионов уверен, что увеличение штрафов само по себе не решит проблемы:
— Почему-то многие чиновники считают, что если нарушение является массовым, то проблему может решить ужесточение наказания, — говорит он. — Это представление ошибочно: большие штрафы и даже возможное лишение прав уже давно никого не останавливают, потому что всё упирается в низкую вероятность привлечения к ответственности. «Закон строг, но он не работает». Чтобы бороться действительно продуктивно, нужно работать не над строгостью, а над неотвратимостью наказания.
Близкого мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:
— Инициатива неправильная: понятно, что РСА один из мощнейших лоббистов в стране и у него порядка 20-25% автомобилистов не покупают полисы, а на Северном Кавказе или Дальнем Востоке эта цифра доходит до 50%, — говорит он. — И РСА хочет не мытьем, так катаньем заставить людей покупать полисы. Но сделать это можно, если бы страховка повернулась лицом к людям, был бы вменяемый штраф, а не так, как сейчас: стоит дорого, выплаты усеченные, оценка запчастей ниже нижнего.
Он отмечает, что само по себе ОСАГО нужно и подобные механизмы существуют во всём мире.
— Но у нас ОСАГО превратилось в оброк, а не рабочий инструмент, — продолжает Ян Хайцеэр. — ОСАГО — это некая социальная история, которую государство делегирует компаниям, они продают полисы, постоянно подвывая и постанывая, как им плохо. Но когда в публичном поле мы им предлагаем отказаться от ОСАГО, в ответ получаем молчание. Потому что это дает неплохой достаток, и сегодня доходность других форм страхования снижается, значит им нужно отжимать по максимуму ОСАГО. За 2021 год страховщики 59% сборов потратили на выплаты, а должны были 80%! Но нам они отвечают, что это расходы на судебные издержки. А мы считаем, что таковые должны идти за счет прибыли страховых, а 80% (как по закону) — на компенсации автомобилистам.
ОСАГО на автомате
В качестве хорошей альтернативы эксперты называют систему автоматической видеофиксации нарушений, которая могла бы работать даже с нынешним штрафом в 800 рублей: ранее говорилось, что в КоАП предусмотрят возможность выписывать штраф ежедневно, то есть за месяц у «безосажного» водителя будет набегать под 25 тысяч рублей (без учета скидок).
— Почему эта система до сих пор не работает — хороший вопрос, — говорит Дмитрий Ларионов. — Разговоры об этом ведутся уже почти 10 лет, объединили и модернизировали все необходимые для этого базы данных, а воз и ныне там. Последняя отговорка, которую я слышал: мол, информация о купленном полисе может появляться в базе РСА не сразу, потому что часто агенты не передают сведения о проданных полисах оперативно, и задержки могут достигать 2–3 недель. Я вообще не вижу в этом проблемы. Достаточно обеспечить задержку вынесения постановления: пусть это будет, скажем, месяц. И если спустя месяц в базе РСА появляются сведения о проданном полисе на дату фиксации нарушения, значит, нарушения не было и постановление не выносится.
В комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России отметили еще одну из проблем с «автоматическими» штрафами: подмену полисов. Камеры не в состоянии сличить данные страховки с таковыми у водителя и автомобиля, то есть владельцы могут оформлять левый полис, который в разы дешевле. Но именно эта проблема не выглядит неразрешимой: во-первых, никто не отменял работы ГИБДД по выявлению подлога, во-вторых, современные системы фотовидеофиксации способны отличить грузовой автомобиль от легкового или трактора. Отдельную ответственность можно предусмотреть за подложные полисы.
Артём КРАСНОВ, редактор раздела «Авто»
Вся пресса за 10 декабря 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|